Система охлаждения
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
При установке нового масляного насоса рекомендуем заменить масляный фильтр.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Особенности конструкции |
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентиляторами, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры, камеры сгорания и затем поступает к термостату. В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает в водяной насос (при низкой температуре) или радиатор (при высокой температуре).
Радиатор с вертикальным потоком жидкости, струбчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В верхнем бачке радиатора находится наливная горловина, закрытая пробкой. На автомобиль с автоматической коробкой передач в нижний бачок устанавливают теплообменник длл охлаждения рабочей жидкости коробки передач. В правой части нижнего бачка радиатора находится сливной кран. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.
ПРИМЕЧАНИЕ
Исправность клапанов пробки радиатора очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и пр.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На пластмассовой пробке бачка, закрывающей его горловину, установлен указатель, на который нанесены межи «F» (полный) и «L» (низкий) для контроля уровня охлаждающей жидкости.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликлиновым ремнем, общим с генератором, от шкива коленчатого вала. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до 82 "С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 82 "С термостат начинает открываться, а при 95 "С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентиляторы системы охлаждения (с пластмассовыми многолопастными крыльчатками) служат для дополнительного обдува радиатора, включаются и выключаются по сигналу электронного блока управления двигателем. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентиляторы могут вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентиляторов обеспечивается блоком управления двигателем подключением дополнительного сопротивления. Электровентиляторы в сборе с кожухом закреплены на радиаторе системы охлаждения.
В систему охлаждения с помощью шлангов также включен радиатор отопителя салона.
Систему заполняют жидкостью (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 "С. Рекомендуемый тип охлаждающей жидкости указан в приложении 2.
ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 64.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и анти-вспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
Возможные неисправности системы охлаждения, их причины и способы устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Двигатель перегревается |
|
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе |
Долейте охлаждающую жидкость |
Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) |
Замените термостат |
Неисправен водяной насос |
Проверьте насос и в случае неисправности замените |
Ослаблено натяжение ремня привода водяного насоса |
Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня |
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями |
Промойте снаружи сердцевину радиатора Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью |
Электровентиляторы не включаются из-за обрыва электрических цепей датчиков, выхода из строя предохранителей, датчиков, дополнительного сопротивления, реле или электродвигателей вентиляторов |
Проверьте и восстановите электрические цепи. При необходимости замените предохранители, датчики, сопротивление, реле или электровентиляторы в сборе |
Повреждение клапана в пробке радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) |
Замените пробку радиатора |
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух |
|
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигател |
Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров |
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен |
|
Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) |
Замените термостат |
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке |
|
Негерметичен радиатор |
Замените радиатор |
Негерметичен расширительный бачок |
Замените расширительный бачок |
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов |
Замените хомута крепления шлангов |
Повреждено уплотнение водяного насоса |
Замените водяной насос |
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке головки блока с блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) |
Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров», с. 85) |
Утечка охлаждающей жидкости через поврежденную прокладку впускной трубы |
Замените поврежденную прокладку |
Негерметичен радиатор отопителя |
Замените радиатор отопителя |
Посмотрите также: Снятие и установка электровентиляторов радиатора с кожухом →